Сеоинформ-белый каталог сайтов
Пятница, 31.01.2025, 23:43



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Каталог статей ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [48]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Спорная тема – “бить или не бить”.

Развернувшаяся в последнее время в профессиональной прессе острая полемика по вопросу восстановления строя старых и сильно изношенных фортепиано, вскрыла много недостатков в классической технологии этого процесса. Почему вкручивание колка, так рьяно отрицающееся профессионалами, а не традиционное забивание?! Должен сразу оговориться, что буду ссылаться на собственную практику по ремонту советских пианино. Итак, по порядку.

Нельзя или точнее сказать, неправильно начинать работы по реставрации посадочного места колка, не зная хотя бы элементарных основ технологии производства фортепиано и физики явлений работы механизма натяжения струны. Колок, который держит струну и вращением которого обеспечивается необходимое её натяжение, в процессе производства забивается в заранее подготовленное отверстие вербильбанка. Надёжность, долговечность и функциональность этого соединения зависит от многих конструктивно-производственных факторов. Это и качество оборудования, которое было использовано, качество исходных материалов, уровень подготовки и профессионализм исполнителей работ, контроль качества производства, условия хранения, консервации, транспортировки и т.п. Как показывает практика, даже в случае полного формального обеспечения всех этих условий, редкое производство застраховано от пресловутого человеческого фактора, который во многих случаях и является причиной недолговечности обеспечения функциональных свойств инструмента.

Под исходными материалами, я подразумеваю, изначальное состояние, прежде всего основных деталей, обеспечивающих строй, а именно: колок, вербильбанк, струна. Сознательно опускаю в данной статье, состояние штега, штифтов и аграфа, так как они также влияют на обеспечение строя, но в более косвенной форме. Колок-вербильбанк-струна основные составляющие элементы, качество которых определяет в полной мере работу колкового механизма. Основной момент ремонта «этой тройственной связки», определиться в соответствии стандарту качества, заложенного, непосредственно на момент изготовления фортепиано. Даже опытный мастер по ремонту ни сразу даст объективный ответ на вопрос: «Какие материалы и технологии были использованы при изготовлении конкретного инструмента?». А, что уж говорить о человеке из провинции, который имеет весьма поверхностные представления о предмете настройка пианино, и о ремонте его основных механизмов в частности? Такой «начинающий непрофессионал», в силу обстоятельств, вынужденный заниматься ремонтом колкового механизма, может, что говориться «наломать немало дров» или вовсе загубить инструмент, делая ставку на «классический метод» забивания колка. Опасность будет подстерегать его и при процедуре «незначительного подбития колка», так, как через непродолжительный период времени, скорее всего, «нестроющие», подбитые им колки, вновь уйдут в «свободное плавание».

Причина же неудачи подобной методики, кроется, как уже было сказано ранее, в незнании новичком, основных законов физики, и всех вытекающих из этого неквалифицированных действий. Не имея объективного анализа, почему колок не держит строй, «начинающий непрофессионал», столкнётся с проблемой «лечить больного нужно, но как?». Почему я ставлю под большое сомнение, что подобным мероприятиями будет вынужден заниматься инженер-технолог. Ответ очевиден – слишком неблагодарное это дело заниматься ремонтом пианино, а самое главное, неденежное. Скорее, подобными работами будет заниматься мужчина, преподаватель музыки, которого, администрация музыкальной школы, в принудительном порядке обяжут «восстановить строй пианино». Поэтому обращаюсь, прежде всего, к этой категории граждан, просьба профессионалов – ремонтников, поберечь своё время и нервы, и не читать далее моё «губительноё для их психики», чтиво.

Итак, как быть, и что делать, человеку, столкнувшемуся с проблемой недержания строя? Основная причина недержания строя, на пианино советского производства это значительный износ посадочного места колка. Если сказать простыми словами, отверстие в вербильбанке, которое изначально обеспечивало необходимую силу трения с установленным в него колком, под воздействием многочисленных настроек и длительной работы, потеряло эту силу за долгие и достаточно часто весьма напряжённые годы эксплуатации. Правильнее сказать, частично или полностью утратило свою основную функцию, а именно обеспечивать необходимую силу трения, обеспечивающую надёжное сцепление «вербильбанк – колок». Чаще всего можно наблюдать, что колки такого пианино наклонены под небольшим углом вниз.

Современная практика ремонтных работ, за редким исключением, предполагает, либо подбить нефиксирующийся колок при помощи обычного молотка (вроде как утопить обычный гвоздь поглубже), и таким образом обеспечить необходимое нам трение «вербильбанк – колок», или полностью демонтировать колок и установить на его место, колок большего диаметра (установить гвоздь потолще). Причём, вновь устанавливаемый колок, забивается в посадочное место молотком.

С одной стороны всё правильно, «съеденное» посадочное место вербильбанка замещается колком большего диаметра, и таким образом обеспечивается так необходимое нам трение. Однако, это далеко не так и вот почему. На практике мне очень редко приходилось встречать пианино, все колки которых не обеспечивали необходимую силу трения. Скорее всего, подобный дефект встречается избирательно в разных секторах инструмента. Например, не держат строй 5-7 звуков малой октавы. Могу только предположить, что посадочные места этих колков были повреждены ещё во время их установки на фабрике, не исключено, что сама секция вербильбанка, где расположены эти колки, имела производственные дефекты, что сказывается на состоянии нескольких, рядом расположенных колков. Настройщик, периодически, в течении всей эксплуатации инструмента, вынужден был их подстраивать. Вот тут то и проявляется главное противоречие. «Родной» колок не строил, предположительно долгий период времени, не выяснив причину этого нестроя, забивается колок большего диаметра и значительными динамическими нагрузками дополнительно разрушается это посадочное место в вербильбанке.

Чаще всего, забитый ремонтный колок не способен обеспечить продолжительное время гарантию строя. Это объясняется очень просто, под большой нагрузкой от силы натяжения струны, в условиях, когда отверстие под колок уже достаточно большое, изнашиваются нижняя часть посадочного места деревянной пробки в чугунной раме и верхняя часть отверстия вербильбанка, то есть те деревянные участки, где присутствует максимальная силовая нагрузка на колок. Естественно возникает перекос колка, то есть его нестандартное положение в вербильбанке, вследствии приложения к нему силы и постепенный износ указанных зон посадочного места. Приходилось видеть на практике колки, расположенные не под прямым углом, а с наклоном более 15 градусов.

В соответствии с требованиями технологии производства, отверстия под колки в вельбирбанке должны быть рассверлены не строго перпендикулярно к плоскости вельбирбанка, а под некоторым (6-8 градусов) углом. Если забить в такое отверстие колок, то его ось, естественно, тоже будет иметь аналогичный наклон вверх. При натяжении струны действующая сила раскладывается на две составляющие; одна, основная, направлена по оси струны и обеспечивает её необходимое натяжение, другая, незначительная (её величина зависит от угла наклона), направлена по оси колка в сторону вербильбанка и стремится колок ещё более «притопить» в посадочном месте, улучшая тем самым его функциональность. Конечно, по мере натяжения струны, стальной колок «приминает» деревянные части пробки рамы и вербильбанка и, вследствии этого, угол его наклона уменьшается, но в инструментах, изготовленных из качественных исходных материалов, угол всё равно остаётся положительным.

По мере эксплуатации инструмента, после нескольких настроек, угол наклона колка постепенно уменьшается, при нулевом угле (перпендикулярное его расположение относительно плоскости вербильбанка), сила, стремящаяся «притопить» колок, тоже становится нулевой, при дальнейшем развитии событий на колок уже опять действуют две силы, сила, которая необходима для натяжения струны (она не изменяется, так как она необходима для обеспечения необходимой частоты колебания струны), а вот вторая сила стремится колок уже выдернуть из посадочного места. Он «активно сопротивляется», зацепившись подобно насечкам гвоздя, своей накаткой, однако всему есть предел. Сила трения, обеспечивающая необходимое натяжение струны, уже оказывается недостаточной из-за того, что «выдёргивающая» сила, по мере увеличения угла наклона колка, постоянно увеличивается. При попытке подстройки, колок уже не остаётся на нужной позиции, а просто выворачивается до равновесия сил, когда сила натяжения струны, в комплексе с силой «выдёргивающей» колок, становится равной силе трения, что оказывается уже недостаточным, струна «низит».

Так, что же происходит, когда в посадочное место такого нестроющего колка забивается ремонтный колок? В момент забивания колок стремится пойти по наименьшему сопротивлению, неизбежно входит в отверстие не под прямым углом, а со смещением вниз, так как этому способствует выработанная часть древесины, которая уже до ремонта не обеспечивала момента трения с «родным» колком. Двигаясь дальше, пока колок не отцентрируется по неповреждённой части вербильбанка, своей торцевой поверхностью он дополнительно разрушает посадочное место в верхней части, тем самым увеличивая его диаметр. Если при этой операции разница в сечении между «родным» и ремонтным колком незначительная, то при последующей настройке пианино, она не сможет обеспечить надёжного трения. Ремонтный колок со значительной разницей сечения «родного» колка при забивании будет «сопротивляться» и, как следствие, возможна его деформация. Настроечный ключ на него просто не налезет. Существует также опасность, что сверхмощное давление, созданное при забивании нового ремонтного колка, с большой разницей в сечении от «родного», не даст возможность впоследствии полноценной настройки инструмента, так как настройщику станет трудно «поймать необходимый звук». Ещё одно из предостережений, забивая ремонтный колок со значительной разницей в сечении, от «родного» колка, существует вероятность даже сломать его при настройке, так как он выполнен из достаточно прочного, но хрупкого материала. Я не говорю уже о том, какие разрушающие нагрузки испытывает при этом и секция вербильбанка.

Считаю возможным поделиться ещё одним своим наблюдением. Очень часто приходилось видеть, что после забивания ремонтных колков, соседние, расположенные рядом, как правило, не строят. Особенно это касается диапазона малой октавы, где колки наиболее близко расположены друг к другу. С большой достоверностью можно предположить, что в данном случае имеет место уже частичное разупрочнение отдельных слоёв вербильбанка, даже на значительном расстоянии от рассматриваемого колка, естественно снижаются функциональные возможности нескольких, рядом расположенных колков. А такие разупрочнения вербильбанка являются следствием неумеренного применения метода забивания колка, при настройке.

Из этого вывод, применяемый «классический метод забивания колков большего диаметра», не способен обеспечить полноценного строя. « 21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани: иначе вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. 22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино порвёт мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.» ( «Святое Благовествование от Марка 2:21, 2:22»). Не помогут также всевозможные прокладки из дерева, шпона, металлические и прочие вставки, всевозможные клеи и специальные жидкости. Я вообще не хочу рассматривать вариант вклеивания всевозможных материалов, в том числе изготовленных из дерева, так, как при «классическом забивании» они либо раскрошатся, или сместятся и не обеспечат своей функциональности. Предлагаемый моими оппонентами шпон (0,3-0,5)мм. – «комариное жало для слона».

Моя категоричность в выборе материала не является результатом моих нездоровых амбиций. Этот выбор предопределён многочисленными экспериментальными опытами с различными материалами. Неказистый, всемипоруганый, вторичный продукт целлюлозы, гофрокартон, на поверку оказался единственным материалом, способным, конечно при грамотной установке в посадочное место, обеспечить надёжную фиксацию колка.
Преимущество же метода (вкручивание «родного» колка, а не забивание нового (или старого)), состоит в том, что, как было сказано ранее, рыхлоты, неплотности, трещины и прочие изъяны посадочного места вербильбанка, заполняются хорошо упрессованным в процессе заворачивания гофрокартоном. При этом необходимо чётко понимать, что для обеспечения жёсткости между колком и посадочным местом работает не вложенный нами гофрокартон, а его уплотнённые частицы, которые спрессовываются в момент приложения силы и температуры от трения и заполняют разрушенные сектора рабочей части вербильбанка. В момент вкручивания колка с гофрокартоновой прокладкой, значительно меньше страдает посадочное место, никак не деформируется колок. Нельзя не учитывать и тот момент, что подобную операцию может проделать музыкант – любитель, тогда, как забивания нового ремонтного колка требует значительного практического опыта. Следует отметить, что данный метод абсолютно незатратный и щадящий уже достаточно «побитый» ранее инструмент. Всё что Вам необходимо, это гофрокартон и время, желателен, конечно, хороший ремонтный ключ. И того и другого в нашей стране нынче в изобилии. Будьте настойчивы и хороший строй Вам гарантирован! С уважением, maxim-tuner.

Источник: http://www.donguluk.ucoz.ru/

Категория: Мои статьи | Добавил: donguluk (31.10.2010) | Автор: donguluk
Просмотров: 599 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025      Бесплатный конструктор сайтов - uCoz